Практические рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ребёнка В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: – проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании; – помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными; – контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; – не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; – стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; – избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку; – реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.); – повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; – не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; – выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; – для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 2. Изменение психологического микроклимата в семье: – уделяйте ребенку достаточно внимания; – проводите досуг всей семьей; – не допускайте ссор в присутствии ребенка. 3. Организация режима дня и места для занятий: – установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; – чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; – снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания; – оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; – избегайте по возможности больших скоплений людей; – помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; – организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами. 4. Специальная поведенческая программа: – придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля; – не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка; – чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям; – составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; – воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией; – не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка; – постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком; – не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; – не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; – помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; – не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев; – объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться. Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: – лишение удовольствия, лакомства, привилегий; – запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; – прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); – чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»; – холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»; – внеочередное дежурство по кухне и т.д. Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам; – если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам; – если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие; – если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам. Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни. Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет. |